buttons

План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

tehnoexpert

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте …

Ст. 10, 116-ФЗ [1]

Во та отправная точка с которой стоит начать рассмотрение темы «Локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО» (далее – ПМЛЛА).

Ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] устанавливает обязательность разработки ПМЛЛА на следующих ОПО I, II и III классов опасности, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых;
  • осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также объекты хранения и переработки растительного сырья, обладающие признаками опасности.

Эта же статья указывает нам что порядок разработки ПМЛЛА и требования к их содержанию устанавливается Правительством РФ. В настоящий момент — это Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» [2]. В данном Положении определяются так же:

  • сроки действия ПЛММА в зависимости от вида и класса опасности ОПО;
  • причины и сроки пересмотра ПМЛАА;
  • должностные лица утверждающие и согласовывающие ПМЛЛА;
  • структура и содержание МПЛЛА.

Анализируя 116-ФЗ [1] и Постановление № 730 [2] можно сделать выводы что:

1. Перечень ОПО для которых обязательна разработка ПМЛЛА определяется только п. 2 ст. 10 116-ФЗ [1], другие нормативные правовые акты (далее – НПА) могут лишь повторять данное требование, либо ссылаться на 116-ФЗ и никак не противоречить ему;

2. Порядок разработки и требования к содержанию ПМЛЛА определяются Постановлением № 730 [2]. Постановление уточняет и расширяет положения ст. 10 116-ФЗ [1];

3. Разработка других документов кроме ПМЛЛА с целью планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО не предусматривается.

ПМЛЛА, ПЛА, ПЛАС, ПЛАРН … !?

В настоящее время существует некоторая путаница с одновременным наличием требований к различным «Планам ликвидаций аварий …» в 116-ФЗ [1] и ФНП:

  • План ликвидации аварий (ПЛА);
  • План локализации и ликвидации аварий (ПЛА);
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА).

Обязательность разработки ПМЛЛА в соответствии с 116-ФЗ [1] и Постановлением № 730 [2] ни у кого не вызывает сомнения! Но как быть с требованиями Федеральных норм и правил, где требуются Планы ликвидации аварий или Планы локализации и ликвидации аварий? Разрабатывать только ПМЛЛА или ПМЛЛА совместно с ПЛА (ПЛАС)? Некоторые организации разрабатывают оба документа (по сути один документ с разными обложками). Поступают так зачастую из-за «на всякий случай, много – не мало … и т.д.» или по рекомендации местного инспектора Ростехнадзора (мнение которого для многих выше «непонятных» требований НПА). Но нам нужно точно знать какой документ(ы) разрабатывать, а какие нет! Кто может точно и самое главное внятно ответить на этот вопрос!? Можно задать вопрос Центральному аппарату Ростехнадзора, но их ответ сводится в основном к цитированию 116-ФЗ [1] и 730-го Постановления [2]: Ссылка на вопрос-ответ от Ростехнадзора. Многих такой ответ не устраивает, оставляя сомнения в трактовке 116-ФЗ [1]. Тем не менее, если ответить на этот вопрос максимально просто, то он звучит следующим образом:

1. Разрабатывается только один документ под названием ПМЛЛА;

2. Все руководящие документы по разработке Планов ликвидаций аварий или Планов по локализации и ликвидации аварий служат для разработки специальной части ПМЛЛА (см. п. 13 Постановления № 730).

По сути новый ПМЛЛА это тот же самый старый ПЛА, который никуда не делся, а стал специальной частью ПМЛЛА. К прежнему ПЛА (специальная часть – индивидуальная для каждого вида ОПО) добавили общую часть с единой структурой и содержанием для всех видов ОПО.

Примером такого подхода могут служить ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах» [3] и «Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах» [4]:

«На шахте разрабатывают план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. В план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах включается специальный раздел, определяющий порядок действий в случае аварии по спасению людей и ликвидации аварий в начальный период возникновения и предупреждения ее развития, – план ликвидации аварий (далее – ПЛА) в горных выработках шахты. ПЛА в горных выработках шахты разрабатывают в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах …»

п. 23 ФНП «Правила безопасности в угольных шахтах» [3]

Думается это самая четкая и понятная формулировка подхода к разработке ПМЛЛА. В ФНП для других видов ОПО нет таких ясных формулировок, но это не означает что, например, в металлургическом производстве совсем иной подход к ПМЛЛА и ПЛА. Пункт 23 ФНП «Правил безопасности в угольных шахтах» [3] является примером как правильно читать между строк ст. 10 116-ФЗ [1] и 730-е Постановление [2].

Ну а как же ПЛАРН?

ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Данный вид Плана регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 [5] и «Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» [6].

ПЛАРН и ПМЛЛА, регламентируются разными документами и для некоторых типов ОПО могут разрабатываться одновременно:

106. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий разрабатывают для ОПО МТ в соответствии с порядком, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 “Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516).

107. Для ОПО МТ, на которых обращаются нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разливов за пределы ОПО МТ должны быть разработаны и утверждены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 “О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582; 2002, N 16, ст. 1569), планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

ФНП «Правила безопасности ОПО МТ» [7]


Список использованных сокращений:

НПА – нормативный правовой акт;
ОПО – опасный производственный объект;
ОПО МТ – опасные производственные объекты магистральных трубопроводов;
ПЛА – план ликвидации аварий, План локализации и ликвидации аварий;
ПЛАРН – план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
ПМЛЛА – план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
ФЗ – Федеральный закон;
ФНП – федеральные нормы и правила.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  2. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах»;
  3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 ноября 2013 г. № 550);
  4. «Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 1 декабря 2011 г. № 681);
  5. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»;
  6. «Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (утв. Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621);
  7. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 ноября 2013 г. № 520).

Подписывайтесь на новости, читайте нас в социальных сетях, делитесь своим мнением в комментариях

Рейтинг:
5 / 5 (4 голосов)
Рубрика:
Статьи
Метки:
На ту же тему:
Обсуждение: 5 комментариев
  1. виталий:

    Добрый день!
    Прошу дать коммерческое предложение по разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах для сети газопотребления расположенной по адресу Москва, Олимпийский пр., д 5 . стр .1:
    Услуги выполняются во исполнение требований ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Результат услуг Исполнитель представляет в виде Плана мероприятий, выполненного в двух экземплярах, согласованного с аварийно-спасательным формированием ОАО «МОСГАЗ». План должен быть разработан с учетом требований Постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
    Стоимость услуг включает в себя стоимость транспортных расходов Исполнителя, издержки, связанные с натурными обследованиями.

    Коммерческое предложение прошу оформить на Генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» Дмитриева Владимира Павловича!

  2. Александр:

    Кроме этого, План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО пересматривается по предписанию Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления  надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

  3. Виктор:

    Кроме этого, План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО пересматривается по предписанию Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления  надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

  4. orenkomp.ru:

    Ростехнадзора в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора в области промышленной безопасности, или в случае выявления новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

  5. Радж:

    Согласен на все 100%. Такое разъяснение должен бы и давать ростехнадзор, и в первую очередь своим инспекторам.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

 Не забудьте Подписаться на Новости!

Введите ваш e-mail:

pmlla
≡ Последние записи
Ростехнадзором утверждена новая форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций
4 / 5 (3 голосов)
Внесены изменения в Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”
4.67 / 5 (3 голосов)
Отменена Инструкция по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья
5 / 5 (3 голосов)
Утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО
4.40 / 5 (5 голосов)
Вступили в силу изменения в “Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности”
4.20 / 5 (10 голосов)
Безопасность ОПО © 2017 ·  Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress
Яндекс.Метрика
Наверх